Как выбрать мопед, скутер

Как выбрать мопед, скутерНапряженка с бензином затянулась, да и цены кусачие. В самый раз бросить в гараже свой автомобиль до первого ливня и пересесть на более удобный для города транспорт. Никаких проблем с парковкой. Стой где хочешь, езди где хочешь, права на управление в нашей стране скутом не нужны. Следовательно и разборки с ГАИ так же отпадают. На скутере могут погонять жена и ваши дети, если им уже исполнилось четырнадцать.

С наступлением тепла подошло время для покупки скутера. Во первых, что бы не прослыть профаном и не выглядеть чайником не называйте скутер мопедом. Это транспортное средство не имеет педалей, как мопед и у скута больше общего с мотороллером, чем например с мотоциклом. Скутер — полностью автоматический транспорт. Задача водителя — только вращать рукоятку газа и держать равновесие при езде. Даже масло в горючей смеси смешивается автоматически. Трансмиссия скутера — вариатор, как у комбайна «колос». От скорости центробежные кулачки раздвигаются схватывают и вращают заднее колесо. Привод осуществляется кевларовым ремнем, который имеет потрясающий ресурс. В этом скутер схож с мотоциклом Harlеy Davidson. Эти мотомонстры тоже имеют ременный привод. Двигатель и трансмиссия у скутеров обычно выполнены в едином блоке. Обычно двигатели скутеров производятся 50-й кубатуры. В народе называются «полтинниками». Именно они сегодня более доступны для нас. Права требуются для управления мототехникой с объемом двигателя от 50см. куб. и выше. Такие скуты поступают в основном из Японии. В Европе выпускаются модели с двигателями 75, 125, 150, 180, 250 и даже 500 кубиков. Там другие правила и самой большой популярностью пользуется техника 125 кубиков. Китайцы выпускают машинки с двигателем о 25 кубах. Такой махонькой мощности им вполне достаточно для толчеи по перегруженным базарным улочкам. Так что скутер не всегда полтинник. На подходе новые четырехтактники от Piaggio-550 и Kawasaki (Derbi)-750кубов.

Как выбрать скутер? Ну если у вас есть деньги на покупку солидной машины, покупать надо нового европейца. Самые лучшие скутеры выпускают французы и итальянцы. Речь пойдет исключительно о покупке «полтинника». Среди специалистов и гонщиков (кольцевые гонки на скутерах ежегодно проводятся в Европе) бытует мнение, что лучшая покупка — скутер знаменитой гоночной фирмы Aprilia. Эта марка не раз побеждала на соревнованиях, надежна и на скутере Leonardo в свободное от соревнований время разъезжает сам Mакс Бьяджи. Изюминка Aprilia (aprilia. com)даже не в раскрученности марки, сколько в чистокровном гоночном двигателе австрийской компании Rotax. При тестировании полтинника SR50 этой марки в стандартной заводской комплектации была достигнута скорость 102км/ч. На втором месте — самый большой европейский производитель мототехники Piaggio (piaggio. com). Сама фирма производит сугубо утилитарную технику для городских покатушек типа легендарной Vespa. Двигатели, как и сама мототехника, является настоящей классикой и отличается завидной надежностью. Венец фирмы — филиал Пизе, выпускающий гоночную технику Gilera (gilera. com). Тут спорить бесполезно. В прошлом году Gilera Runner SRX поставила обсолютный рекорд для скутеров 182км/ч (для форсированых двигателей на нитросе). Но самые убойные настоящие убоища выпускает фирма ItalJet. Практически все партии целиком уходят в США. Это единственная итальянская марка, целиком поставляемая в Америку. К скутерам этой фирмы двигатели выпускает итальянская фирма Motor Morini. Движки так себе, капризны и хорошо работают только в самой Италии, где полно сервисных центров. Поэтому заслуживают внимания только ИталДжеты (italjet. com) с двигателями от Piaggio — 125 и 180 кубов. От мотороллера в этих монстрах остались только колеса. А так, по дизайну гибрид подъемного крана и вертолета для полетов на Марс. Круто ужасно. Есть в Италии и другие фирмы, выпускающие скутера. Особенно прогрессирует последние три года фирма Binelli, внедорожные скутеры которой взяты на вооружение нескольких европейских армий. Особенно хорош 250 кубовый армейский Binelli666, цвета хаки в кевларовой пуленепробиваемой облицовке, но для белоруса это равносильно приобретению джипа Нammer. Да и кубатурка великовата. Очень хорошее приобретение французких скутеров Peugeot. Самое любопытное, что от продажи своих скутеров эта именитая фирма в прошлом году получила прибыли всего вдвое меньше, чем от продажи своих знаменитых малолитражек. Скутеры Peugeot отличаются отличной ходовой и моторами с традициями лучшего французского производителя. Вся Yamaha, поступающая в Европу выпускается так же во Франции заводом MBK.

Этот список отнюдь не полный. Главными чертами европейских скутеров являются большие размеры, масса, обеспечивающая устойчивость на дороге и высокий уровень комфорта. Но самое главное — это возможности форсировки. В Испании, Италии и Греции продается множество форсажных наборчиков от «Leovinchi» или «MetraKit», превращающих ваш скутер в настоящую ракету. После обкатки первой тысячи пробега, со скутера снимается заводская труба с заглушками и устанавливается форсажный настраиваемый «саксофон», повышающий мощность процентов на пятнадцать. По удалении заводских заглушек (шайбы в выхлопном тракте и между шкивами вариатора) мощность взлетает еще на 35%. Просуммируйте. После обкаточных 45км/ч после форсажа ваш полтинник уже бежит под сотню. Но и это еще не всё. Снимаете заводской «тормознутый» карбюратор и устанавливаете гоночный Mikuni с карбоновыми лепестками и громадным диффузором. Еще 15-20%. Ваш скут уже летит за сотню. Но и это еще не все. «MetraKit» предлагает выбросить старый цилиндр и котел и установить новый, большей кубатуры. И вы попадаете не только на «права», 120км/ч, штуку-полторы баксов, но и потеряете «гибкость» двигателя. Ваш скутер будет вылетать из пробок на заднем колесе и побеждать на соревнованиях. В городе на нем ездить будет невозможно. Только летать. И расход топлива будет как у мотоцикла «Урал» — литров под десять. Да и масло в горючее надо подливать. Так что в форсаже нужно ограничиться только трубой и снятием пломб. А еще европейские скутера повсеместно имеют водяное охлаждение, оборудованы жидкокристаллическими приборами, задними и передними дисковыми тормозами 12-13-ти дюймовые широченные колеса и. Но сколько же все это стоит. Ну в Италию ехать далеко. Например мотнемся в Москву.

Самый недорогой скутер Gilera Typhoon — 1800$. Выбор отличный. Но выпускается более пяти лет. Piaggio NTT — 2300$. Еще круче. Стильная машина с оригинальным дизайном. Далее цены растут как в сказке. Malaguti FireFox (malagutimoto. com) — 2425$, испанец Derby PredatorLC — 3393$. Крупно кубатурная техника уровня Piaggio Nexagon150 покатит на 4000$. Новейшие япошки стоят тоже немало. Yamaha Aerox (в Европе MBK Nitro) лишь недавно подешевела ниже 3000 зеленых.

Иди оно все к лешему! — воскликнете вы и откажетесь от всех удовольствий иметь настоящий скутер.

И тут вы приходите к выводу, что лучше от 400 баксов купить старого японского скутеренка. В народе такую машинку называют «табуреткой». Приходим на склад бэушной мототехники из Японии.

Покупать так покупать. Но как выбрать. Нужно выбрать что — нибудь получше. Yamaha Jog пятнадцатилетней давности потянет долларов на 450. Убитые скутера дешевле 500 зеленых в народе называются «хламидиями». До 600 долларов бесполезно что либо искать в хорошем состоянии. Ага, вот машинка посолидней. Honda Lead. Цена 500-650 зеленых в зависимости от состояния. Большой мотороллер. Багажника под сидением нет. Зато можно ездить вдвоем. И колеса на нем 10″. Бак не три, а пять литров. Этому бронтозавру лет под двенадцать. Попадаются среди этих моделей аппараты с 75 кубовым движком. Самый лучший вариант — выглядит как полтинник, а тянет как мотоцикл.

Так. Очередь дошла до техники поизящнее. Перед вами Yamaha Jog Sport и Honda Dio, Suzuki Address. Однокласнички имеют покруче дизайн. На таком скутере не стыдно уже и на людях показаться. Вдвое правда меньше полноценного итальянца. Просторные багажники, а у Suzuki еще и с подсветкой.

У «Ямахи» оказывается свои заморочки. Выхлопной патрубок расположен внизу спереди. При наезде на бордюр — прощай выхлопная система. Труба вся помята — следствие ударов о ступеньки. В следующем ценовом диапазоне мото-secondhendа находятся еще более современные скутера. Красавицу Suzuki Sepia ZZ просто так не укатить. Под седлом некоторых находится блокиратор подножки. Не уберется, пока не откроете багажник под седлом и не передвинете рычаг. И двигатель мощный — 7 коней. Но что же предлагают японские мотосвалки из последних моделей. Увы. Ни одной модели с колесами более 10″. Самая свежая модель — «Yamaha Axis» пятилетней давности. У «ямахи» габариты в полтора раза больше, чем у всех остальных. А по сравнению с Suzuki SP50 вдвое. Масса 80 кг. Такую машинку не сдует с трассы. Двухместное сидение. Съемное ветровое стекло. Под седлом просторный войлочный багажник для шлема. На рулевой колонке — второй багажник. По дизайну — просто роскошная машина. В Греции Axis до сих пор продается в салонах Yamaha по цене 1700$. Бэушный Axis стоит 800-1100 долларов. Такие же цены на него в Болгарии. Это самая свежая машинка из присылаемого Японией секондхэнда. На контейнер 140шт, таких моделей попадается не более 1-2 и они пользуются сумасшедшим спросом. Иногда попадаются сто кубовые версии с двигателем увеличенной кубатуры. Вот это настоящая экзотика. Такой авангард потянет на полторы тысячи и редко, кто попытается потом продать такую машину. Выглядит-то как обычный полтинник!

Купили.

А теперь несколько советов новоиспеченному владельцу. Используйте только импортное моторное масло для двухтактных двигателей. Лучше, если это синтетика. Если вы заехали слишком далеко, а масло у вас кончилось, в японца можно залить дизельное масло вязкости 10W-40, но по прибытии домой, его нужно слить, промыть маслопровод керосином и залить специальное двухтактное масло для скутеров. Бензин в японца заливайте 95. Парковать скутер нужно у столба или дерева, примотав его цепью. Бывали случаи, когда даже тяжеленную Yamaha Axis с замком в колесе ворюга взял под мышку, поднял и понес. Сам бы не видел — не поверил бы.

Зимой аккумулятор снимайте полностью заряженным и храните отдельно. В начале, (конце) сезона самостоятельно разберите воздушный фильтр, промойте в ванночке в чистом бензине (не менее 1л), после чего даем полностью просохнуть (не выжимая). Затем следует осмотреть внешний вид и состояние поролона. Если поролон имеет трещины и отслоения, его следует заменить на новый фильтрующий элемент. Если вы не можете приобрести фильтрующий элемент, его можно вырезать из поролона, при этом толщина и форма должны точно соответствовать размерам оригинала. Изготовленный Вами фильтрующий элемент должен плотно и ровно сидеть в корпусе и не иметь щелей по кругу. Протрите чистой ветошью, смоченной в бензине, внутреннюю часть крышки фильтра и внутреннюю полость корпуса, установленного на двигателе. При этом внимательно осмотрите резиновый гофр подвода воздуха к карбюратору и крепеж хомутов. Корпус фильтра и гофр не должны иметь трещин (через которые будет подсасываться пыльный воздух). Сухой и чистый фильтрующий элемент (или вырезанный поролон) перед установкой нужно обязательно пропитать в специальном растворе, который можно приобрести в специализированном магазине или самому приготовить пропитывающий раствор, смешав в пропорции 1 к 3-м бензин и масло. Для этого используется любое чистое масло, применяемое в двигателях автомобилей 4-хтактное, но не 2-хтактное, применяемое для двигателей скутеров, т. к. оно менее вязкое и не задерживается на поролоне. Возьмите чистую емкость, налейте в нее 100 мл чистого 4-хтактного масла и 1/3 бензина. Потом погрузите туда поролоновый фильтр, пытаясь промокнуть весь без остатка. Далее, взяв фильтр (поролон) в обе руки, помните его пальцами распределив равномерно и обильно раствор по всей поверхности, но при этом нельзя выкручивать поролон. Излишки жидкости можно удалить завернув фильтрующий элемент в чистую хлопковую ветошь и немного помяв руками.

Перед хранением на зиму выкрутите свечу, капните несколько капель масла в мотор, проверните несколько раз вал двигателя.

Счастливой покупки. Хотелось бы, что бы Вы сделали хороший выбор и купили настоящий, современный скутер. Ведь как приятно видеть на улице не убогий тарантас, а по настоящему красивую и изящную машину.

Как же купить мопед, который наиболее подойдет к Вашей манере езды и Вашему характеру? Прежде всего, Вы должны сами определиться, для чего именно он Вам нужен: для гонок по городу, для передвижения по деревне или для того и другого. Это очень важно, так как от этого будет зависеть, сколько прослужит Ваш мопед.

— Yamaha — довольно популярные мопеды в основном городского цикла, очень прыткие, «уходящие» со светофора, 80% из которых летит больше 60 км/ч. Рекомендуем тем, кто любит скорость и большие расстояния. Желателен дисковый тормоз. Минусы — не предназначен для плохих дорог, капризен. Не рекомендуется детям до 12 лет.

— Honda — самые распространенные мопеды, особенно старого образца, наиболее тихоходные, с самыми удобными и сравнительно большими сидениями. 50% из них не развивают 60 км/ч даже с выбитыми ограничителями. Рекомендуем тем, кто ездит в деревне по среднего качества дорогам, а также если Вы хотите поменьше копаться в двигателе — он заводится всегда и в любую погоду, очень тихо работает, хорошо выдерживает зимнее хранение. Минусы — плохая ходовая, передняя вилка слабая.

— Suzuki делают наиболее «навороченные» и мощные мопеды. Тюнинговая комплектация самая полная, включает в себя маятниковую вилку, дисковый тормоз, спойлер с повторителем, резонатор на глушитель. Могут «бегать» как 50 км/ч, так и 80 км/ч. С маятниковой вилкой не рекомендуется для гонок — маятник «заваливает» на поворотах, зато он очень смягчает езду по плохой дороге. Это наиболее универсальные мопеды. Они понравятся как в деревне, так и в городе. Очень неплохая ходовая. Минусы — неудобная для двоих сидушка, жесткая работа двигателя.

Ремонтабельны мопеды практически любых фирм, с этим проблем сейчас нет. В каждой конторе Вам будут хвалить достоинства определенной марки, модели. Все зависит от предпочтения мастеров и наличия з/ч. Самое главное, чтобы Вы сами выбрали для себя мопед, не идите на поводу у тех, кто будет Вам навязывать только одну из моделей.

А теперь один из самых щекотливых вопросов — документы на Ваш мопед. Как известно транспортное средство до 50 см3 регистрации в ГИБДД не требует, поэтому никаких документов, накладных, подтверждающих право владения, у Вас может и не быть, за это Вам ничего не будет. Различные чеки Вам могут выдавать при покупке мопеда в автосалонах, но там и цены на мопеды на порядок выше, чем у тех, кто торгует ими в честном порядке. Разберем две ситуации, когда документы могут понадобиться.

Первая. Вас тормозит сотрудник ГИБДД. В основном им просто интересно посмотреть на Ваше чудо. Документы они могут попросить, если день не сложился, настроение плохое, задержка зарплаты или просто потрепать нервы. Самое смешное, что автора этой статьи самого не раз останавливали от сержанта до майора только для того, чтобы выяснить какие же документы должны быть на мопед, какой формы. А так как установленного образца нет, то и документы могут отсутствовать. Если Ваш мопед до 50 см3 ничего не бойтесь, задержать Вас не имеют права. Только пожалуйста, не убегайте от ГИБДД, они этого почему-то не любят.

Вторая. Случилось страшное — Ваш мопед украли. Если его найдут, документы помогут доказать, что это именно Ваш аппарат. Но если номера двигателя и рамы затерли: Все. Даже имея документы и узнав свой мопед под чужим седоком, Вы ничего не сможете сделать и доказать. Только мордобой, что не выход. Седок может оказаться честным покупателем, приобретшим мопед за углом у первого встречного. Иногда все же милиция может помочь. В Японии на мопед нужны права, регистрация, обязательный тех. осмотр. Неплохой выход нашли во Владивостоке. Там любой владелец мопеда может пойти в ГИБДД и внести его номера в компьютер, получив соответствующую справку, что-то вроде регистрации, а ДПС проверяет ее на дороге. Иногда помогает.

Чтобы не купить 100% ворованный мопед, выбирайте его в местах, где выбор от 10 штук и больше. Разумно подходите к цене, за которую Вам предлагают купить мопед. Не убеждайте себя в том, что Вам просто повезло, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Теперь поговорим о ценах. Почему одни и те же мопеды стоят по-разному? Все начинается еще в Японии. В разных портах разные цены. Обычно мопеды подвозят к борту наших пароходов сами японцы. Они же и диктуют цены, торговаться с ними бесполезно. Выбора, сами понимаете, ноль, состояние тоже не всегда удовлетворительное. 75% б/у мопедов попадают в продажу именно с этих торговых стоянок. Остальные 25% приходят из японских мотосалонов, магазинов или просто из-под японцев. Это хорошее качество товара, но и другие цены. Мы приводим ниже цены, скаченные с сайтов японских магазинов. Теперь прибавим к ним стоимость морской перевозки, растаможки, ж/д перевозки, гонорары людей, которые этим занимаются и получим на выходе цену в 2 — 2,5 раза больше, чем в Японии. Цена еще колеблется от наличия наворотов — маятниковой или спортивной вилок, спойлеров, тюнинговых глушителей, дисковых тормозов, электрики от Daytona или Kitako. Чем больше всего, тем цена выше. На стоимость влияет также и год выпуска. Мопеды могут быть с виду одинаковые, но разница в годах выпуска может составлять от 3 до 7 лет, в зависимости от того, сколько эта модель выпускалась. Это видно по ценам японских магазинов. А самое главное — это техническое состояние мопеда. Мопед 1991 г. выпуска может стоить дороже собрата 1995 г. если его состояние лучше. Так что плюньте на год выпуска, тем более его зачастую невозможно установить точно, а выбирайте мопед по техническому состоянию.

После цен нужно поговорить о тех, кто Вам их предлагает. Самые низкие цены у «партизан». Из истории войн мы знаем, что партизаны — это те, кто выбежал из леса, напакостил и убежал опять в лес. Так и «партизаны», торгующие мопедами. Они предлагают в объявлениях мопеды старых моделей и годов выпуска за 300-400$, выдавая их за 1999-2001 гг. Сознательно обманывая покупателей, они стремятся только быстро сорвать денег, а дальше трава не расти. Таким сезонным продавцам совершенно неважно, где брать эти мопеды, в каком техническом состоянии, лишь бы было подешевле. Очень часто скупаются мопеды после пробега по РФ. Обычно у них в наличии не более 5-10 штук. Своими действиями они тормозят продвижение на рынок более новых, а соответственно более надежных моделей. Будьте бдительны. Сэкономив 50$, Вы рискуете потом потратить намного больше, доводя свой мопед до нормального рабочего состояния. Хотя, как и во всем, бывают исключения из правил, но они очень редки. Об остальных продавцах нет смысла говорить подробно. Чем серьезнее занимаются этим люди, тем лучше выбор и состояние мопеда, но и выше цена.

Японские подержанные скутеры в России приходят на смену мопедам отечественного производства. Покупают их люди, у которых нет лишних денег на покупку хорошего скутера или мотоцикла и на права не хочется сдавать. Рынок подержанных японских скутеров я не могу назвать разнообразным, он состоит из трёх основных моделей (Хонда Дио, Сузуки Сепиа и Ямаха Джог). Эти модели составляют где-то 80 процентов всех подержанных скутеров. Они очень похожи внешне, но очень сильно различаются по своему «характеру»… Говоря кратко Хонды — самые медленные и «дохлые», Ямахи наоборот самые «шустрые», ну а Сузуки — нечто среднее. Стоят скутеры данных фирм где-то 500-700 долларов. За эти деньги можно купить скутер в нормальном состоянии, на котором ещё ездить и ездить. Можно купить скутер и за 300 долларов, но это будет довольно старый скутер (80-х годов), который уже исчерпал свой ресурс, хотя бывают и исключения. Я советую покупать скутер не менее чем за 400 долларов, скутер за такие деньги ещё поездит, и не мало. За 800-1000 долларов продаются скутеры «свежих» годов выпуска с полной предпродажной подготовкой, но такие скутеры в России не особо раскупают – дорого. Если вы считаете, что 60 км/ч — очень мало, тяга 50-кубового «горшка» вас не устраивает и за рулём «полтинника» тесно, то советую обратить на скутеры с объёмом двигателя 100 или около того кубов. Характеристики этих скутеров значительно отличаются от «полтинников». Такие скутеры разгоняются до 100 км/ч и уверенно тянут двоих человек. Самый сложный вопрос – регистрировать ли «сотку». Кажется, что ответ очевиден – надо, но ведь выглядит «сотка» как обычный «полтинник». С ментами проблем нет, поскольку он просто не догадаются, что у вас не мопед. Но если вы собираетесь ездить на скутере «сотке» в дальние поездки, то советую все-таки его зарегистрировать. Если вы не дай бог попадёте в аварию на незарегистрированной «сотке», виноваты будете только вы. Пожалуй, это главная проблема, которая может возникнуть с отсутствием регистрации и прав. У «сотки» есть неоспоримые преимущества в истинно российских условиях, у них гораздо более крепкая ходовая часть, их двигатели не так бояться попадания пыли, как «полтишковые» моторчики, и ресурс «соток» значительно больше. Я бы хотел выделить две наиболее распространённые и доступные модели японских «соток» секонд хенд. Это Honda Lead 90/100 и Suzuki Adress 100. Хонда выпускается как 100 кубовой, так и 90 кубовой. Конструктивно отличается в лучшую сторону 90 кубовая версия, но она и немного дороже. Suzuki Adress более скоростная, нежели тяжёлый Lead, она легко набирает 100 км/ч. Хонда больше подходит для езды вдвоём, у неё очень крепкая ходовая. Этот скутер просто идеален для дачного использования. Можно поехать, например, на пляж вдвоём и взять с собой кучу всяких вещей. Багажный отсек Lead очень большой. Сузуки больше подходит для езды без пассажира в городе, она больше похожа на обычный полтинник, нежели Хонда. Не стоит покупать Хонду любителям агрессивной езды, это не её предназначение. Мощность «соток» от «полтинников» отличается не очень сильно, но тяга значительно лучше. Ещё одно преимущество «сотки» — это то, что она более заметна на дороге из-за своих больших габаритов. Теперь немного о цене… Сузуки значительно дешевле Хонды, стоит она где-то 650-800$, Хонда – 1000-1300$, но она стоит своих денег! Если вам нужна сотка для города, да и денег особо тратить не хочется, то покупайте Сузуки, а если вам нужен комфортабельный тяговитый скутер, который не боится российских условий и легко перевозит двоих человек, то лучше Хонды вы ничего не найдёте! Покупая дешёвый скутер с рук, вы можете потом долго жалеть о своём выборе, вам просто могут всучить полное «дерьмо»! Поездив на нём пару дней, он просто начнёт сыпаться. Вам это надо? Лучше уж заплатить «лишние» 100 долларов. И катайтесь себе в радость.

Первое, на что обычно обращают внимание — внешнее состояние. Многие на этом моменте и останавливаются, а если ещё и двигатель запустился от стартера — вообще верх желаний. Конечно лучше, если облицовка, оптика в наличии и целые, но более пристальное внимание надо обратить на двигатель.

Вообще, скутер — это довольно надёжный агрегат, и в процессе эксплуатации не возникает серьёзных проблем в пределах ресурса — средний

15 тыс. км. Как показывает практика, скутера поступают на наш рынок с довольно сносными двигателями, редко встречаются экземпляры, которые вообще не дышат. Порядка 90-95% могут проходить ещё не одну тысячу километров, при этом год выпуска здесь роли не играет, зачастую более «заряженные» спортивные скутера имеют общее состояние гораздо худшее, чем самые древние. Но этот процент раза в два уменьшает неправильная, небрежная предпродажная подготовка, техническое обслуживание и ремонт.

Именно поэтому при осмотре скутера вам стоит обратить внимание на внешнее состояние двигателя: сбитые винты, болты, выступающий герметик, нештатный крепёж и т. д. Заметив это, постарайтесь получить внятный ответ от продавца — какие работы уже проводились. Как правило, такие машинки уже изрядно походили по нашим дорогам и восстановлены для продажи.

Если вас всё устроило, запустите двигатель: при работе не должно быть никаких звонов, стуков, свистов и других проявлений чрезмерного износа узлов. Всё это слышно очень хорошо и не надо иметь музыкального слуха для того, чтобы понять, что что-то не в порядке. Когда продавец может предложить к осмотру несколько скутеров сразу, то попросите запустить их и сравните их работу. Будет небольшая разница в работе из-за конструктивного исполнения двигателя, системы зажигания и выпуска отработавших газов. Работа двигателя должна быть устойчивой, без «гуляния» оборотов, после перегазовки обороты устанавливаются примерно на том же уровне, без зависаний и провалов (показатель герметичности системы питания после карбюратора, картера, КШМ, чистоты карбюратора, состояние лепестковых клапанов). Если работа вас устроила, то можно, оговорив условия с продавцом, проверить скутер на ходу.

Трогание скутера должно быть плавным, именно плавным, а не медленным — без рывков и провалов. Проверьте, как работают тормоза, управляемость (при ровном положении руля скутер должен ехать прямо, не пытаясь куда-то повернуть).

По возможности убедитесь, что воздушный фильтр в хорошем состоянии. Основной причиной всех неполадок на 95% является именно он. Фильтр изготовлен из специального поролона, как правило, серого цвета: двухслойного (Suzuki), однослойного (Honda, Yamaha), с ворсом (Yamaha). Встречаются бумажные фильтры — в основном на четырёхтактных двигателях. Фильтр не должен иметь механических повреждений, выкрашивания поролона, слипания и должен быть обязательно пропитан маслом для воздушных фильтров (за неимением оного — возможно моторным). Замена поролона должна проводиться на аналогичный.

Если фильтр разрушен, иногда его просто выкидывают, или нормальный фильтр очень тщательно промывают и ставят сухим (не пропитанным маслом) — и то и другое не сулит двигателю долгой жизни. Поэтому лучше сразу при покупке попросить, чтобы вам показали, где он находится и его состояние, тем более что на большинстве моделей снять его — минутное дело.

Что касается электропитания, то проблем обычно не возникает: все блоки герметичны, клеммы и разъёмы конструктивно находятся в местах с наименьшей вероятностью попадания воды. Самый частый отказ — окисление контактов, обычно в системе электропитания световых приборов. Остальные проблемы, как правило, возникают после небрежной сборки скутера при подготовке к продаже (пережмут электрический жгут, уложат проводку без изоляции и т. д.).

Для информации: указатели поворотов, звуковой сигнал, будут нормально работать на большинстве скутеров только при исправном аккумуляторе, а фара работает только при запущенном двигателе. Электрический стартер работает только при нажатой ручке тормоза (кроме некоторых моделей Yamaha).

Не забудьте проверить состояние резины, особенно на заднем колесе, так как без разборки скутера на многих моделях её просто не заменить.

Практика. По поводу вождения скутера можно писать очень много, но я постараюсь изложить всё как можно более кратко. Первые свои навыки вождения приобретайте на как можно малолюдных улицах, научитесь чувствовать ручку газа и рычаг тормоза. Ни в коем случае не выезжайте сразу на загруженные улицы, с непривычки вы растеряетесь и автомобили просто вас «растопчут». Перед входом в поворот необходимо сбросить газ, а в самом повороте наоборот немного прибавить, это придаст скутеру больше устойчивости. На скутере нужно ездить с всё время включенным ближним светом, он делает ваш маленький скутер более заметным для автомобилистов и пешеходов. Часто любят повторять, что владельцам скутеров можно и пивка попить перед ездой, и им за это ничего не будет, но я более чем уверен, что большинство аварий происходит именно по причине езды в нетрезвом состоянии… Забудьте про подгазовку перед стартом, поскольку скутер может перевернуться. Если вы собираетесь ездить на скутере по городу, то обязательно выучите дорожные знаки, без знания правил дорожного движения в городе вам делать нечего. Не ездите на скутере без шлема, он может спасти вашу жизнь. И самое главное – не будьте дураками.

Топливо.

Для скутеров необходимо покупать специальное масло для двухтактных двигателей. Часто на таких маслах нарисован скутер или написано Scooter 2T. Бензин желательно лить с октановым числом не ниже 92. Литра масла хватает километров на 1000-1200. Бензина — литров 3 – 4 на сотню километров. Хоть это кажется и нереальным, но скутеры с объёмом двигателя 100 кубиков менее прожорливы, и им хватает, как правило, 3 литра бензина с октановым числом не ниже 92… Не знаю как для 50 кубовых скутеров, но для «соток» хорошо подходит недорогое масло МГД-14 (с гарантией «неподдельности»)…

Подведём итоги

Выбирая скутер, обязательно учтите несколько моих рекомендаций:

1) Не покупайте скутер с тюнингом, на нём ездили так, как вам в страшном сне не приснится!

2) Не покупайте скутер редких моделей.

3) Не покупайте скутер очень дёшево. Он либо угнанный, либо «убитый».

4) Не смотрите на пробег, он на 90% «скрученный».

5) Осмотрите воздушный фильтр – это самое слабое место у скутеров. Если он как труха или его нет совсем, то от такой покупки лучше отказаться.

6) Желательно покупать скутер с человеком, который хоть немного разбирается в технике. Одна голова – хорошо, а две – лучше!