Выбираем скутер

Выбираем скутерКак выбрать скутер? Как же купить скутер, который наиболее подойдет к Вашей манере езды и Вашему характеру? Прежде всего Вы должны сами определиться, для чего именно он Вам нужен: для гонок по городу, для передвижения по деревне или для того и другого. Это очень важно, так как от этого будет зависеть, сколько прослужит Ваш мопед. Yamaha — довольно популярные скутера в основном городского цикла, очень прыткие, "уходящие" со светофора, 80% из которых летит больше 60 км/ч.

Рекомендуем тем, кто любит скорость и большие расстояния. Желателен дисковый тормоз. Минусы — не предназначен для плохих дорог, капризен. Не рекомендуется детям до 12 лет. Honda — самые распространенные мопеды, особенно старого образца, наиболее тихоходные, с самыми удобными и сравнительно большими сидениями. 50% из них не развивают 60 км/ч даже с выбитыми ограничителями. Рекомендуем тем, кто ездит в деревне по среднего качества дорогам, а также если Вы хотите поменьше копаться в двигателе — он заводится всегда и в любую погоду, очень тихо работает, хорошо выдерживает зимнее хранение. Минусы — плохая ходовая, передняя вилка слабая. Suzuki делают наиболее "навороченные" и мощные скутера.

Тюнинговая комплектация самая полная, включает в себя маятниковую вилку, дисковый тормоз, спойлер с повторителем, резонатор на глушитель. Могут "бегать" как 50 км/ч, так и 80 км/ч. С маятниковой вилкой не рекомендуется для гонок — маятник "заваливает" на поворотах, зато он очень смягчает езду по плохой дороге. Это наиболее универсальные скутера. Они понравятся как в деревне, так и в городе. Очень неплохая ходовая. Минусы — неудобная для двоих сидушка, жесткая работа двигателя. Ремонтабельны в Москве мопеды практически любых фирм, с этим проблем сейчас нет. В каждой конторе Вам будут хвалить достоинства определенной марки, модели. Все зависит от предпочтения мастеров и наличия з/ч. Самое главное, чтобы Вы сами выбрали для себя мопед, не идите на поводу у тех, кто будет Вам навязывать только одну из моделей. Чтобы не купить 100% ворованный мопед, выбирайте его в местах, где выбор от 10 штук и больше. Разумно подходите к цене, за которую Вам предлагают купить скутер. Не убеждайте себя в том, что Вам просто повезло, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Теперь поговорим о ценах. Почему одни и те же мопеды стоят в Москве по-разному? Все начинается еще в Японии. В разных портах разные цены. Обычно мопеды подвозят к борту наших пароходов сами японцы. Они же и диктуют цены, торговаться с ними бесполезно.

Выбора, сами понимаете, ноль, состояние тоже не всегда удовлетворительное. 75% б/у мопедов попадают в Москву именно с этих торговых стоянок. Остальные 25% приходят из японских мотосалонов, магазинов или просто из под японцев. Это хорошее качество товара, но и другие цены. Теперь прибавим к ним стоимость морской перевозки, растаможки, ж/д перевозки, гонорары людей, которые этим занимаются и получим на выходе цену в 2 — 2,5 раза больше, чем в Японии. Цена еще колеблется от наличия наворотов — маятниковой или спортивной вилок, спойлеров, тюнинговых глушителей, дисковых тормозов, электрики от Daytona или Kitako. Чем больше всего, тем цена выше. На стоимость влияет также и год выпуска. Мопеды могут быть с виду одинаковые, но разница в годах выпуска может составлять от 3 до 7 лет, в зависимости от того, сколько эта модель выпускалась. Это видно по ценам японских магазинов. А самое главное — это техническое состояние скутера. Мопед 1991 г. выпуска может стоить дороже собрата 1995 г. если его состояние лучше.

В нашей практике был случай, когда Suzuki Landie 1978 г. был куплен за 650$, потому что он был в прекрасном состоянии, не уступая ничем более новым моделям. Так что плюньте на год выпуска, тем более его зачастую невозможно установить точно, а выбирайте скутер по техническому состоянию. После цен нужно поговорить о тех, кто Вам их предлагает. Самые низкие цены у "партизан". Из истории войн мы знаем, что партизаны — это те, кто выбежал из леса, напакостил и убежал опять в лес. Так и "партизаны", торгующие мопедами. Они предлагают в объявлениях скутера старых моделей и годов выпуска за 300-400$, выдавая их за 1997-1998 гг. Сознательно обманывая покупателей, они стремятся только быстро сорвать денег, а дальше трава не расти. Таким сезонным продавцам совершенно неважно, где брать эти мопеды, в каком техническом состоянии, лишь бы было подешевле.

Очень часто скупаются скутера после пробега по Владивостоку и Москве. Обычно у них в наличии не более 5-10 штук. Своими действиями они тормозят продвижение на рынок более новых, а соответственно более надежных моделей. Будьте бдительны. Сэкономив 50$, Вы рискуете потом потратить намного больше, доводя свой мопед до нормального рабочего состояния. Хотя, как и во всем, бывают исключения из правил, но они очень редки. Об остальных продавцах нет смысла говорить подробно. Чем серьезнее занимаются этим люди, тем лучше выбор и состояние скутера, но и выше цена. Так что выбирайте "золотую середину".Если у вас есть деньги на покупку солидной машины, приобретайте лучше нового "европейца".

Самые лучшие скутеры выпускают французы и итальянцы. Речь пойдет исключительно о покупке "полтинника". Среди специалистов и гонщиков (кольцевые гонки на скутерах ежегодно проводятся в Европе) бытует мнение, что лучшая покупка — скутер знаменитой гоночной фирмы Aprilia. Эта марка не раз побеждала на соревнованиях, надежна. А на скутере "Leonardo" в свободное от соревнований время разъезжает сам Макс Бьяджи. Изюминка "Aprilia" (www. aprilia. com) даже не в раскрученности марки, сколько в чистокровном гоночном двигателе австрийской компании Rotax. При тестировании "полтинника" "SR50″ этой марки в стандартной заводской комплектации была достигнута скорость 102 км/ч. На втором месте — самый большой производитель мототехники Piaggio (www. piagio. com).Сама фирма выпускает сугубо утилитарную технику для городских покатушек типа легендарной "Vespa". Двигатели, как и сама мототехника, являются настоящей классикой и отличаются завидной надежностью. Венец фирмы — филиал в Пизе, выпускающий гоночную технику марки "Gilera" (www. gilera com).

Тут спорить бесполезно. В прошлом году "Gilеra-Runner SRX" поставила абсолютный рекорд для скутеров — 182 км/ч (для форсированных двигателей на нитросе). Но самые убойные скутера выпускает фирма ItalJet. Практически все партии целиком уходят в США. Это единственная итальянская марка, целиком поставляющая свою технику в Америку. К скутерам "ItalJet" двигатели выпускает итальянская фирма Motor Morini. "Движки" так себе, капризны и хорошо работают только в самой Италии, где полно сервисных центров. Поэтому заслуживают внимания только "Италджеты" (www. italjet. com) с двигателями от Piaggio — 125 и 180 кубов. От мотороллеров в этих монстрах остались только колеса.

А по дизайну это гибрид крана и вертолета для полета на Марс. Круто ужасно. Есть в Италии и другие компании, выпускающие скутера. Особенно прогрессирует последние три года фирма Binelli, внедорожные скутера которой взяты на вооружение нескольких европейских армий. Особенно хорош 250-кубовый армейский "Binelli-666″ цвета хаки в пуленепробиваемой облицовке, но для белоруса это равносильно покупке джипа "Hаmmer". Да и кубатура великовата. Очень хорошее приобретение — это французский скутер "Peugeot". Самое любопытное, что от продажи своих скутеров эта именитая фирма в прошлом году получила прибыли всего вдвое меньше, чем от продажи своих знаменитых малолитражек. Скутеры "Peugeot" выделяются отличной ходовой и моторами в традициях лучшего французского производителя. Вся "Yamaha", поступающая в Европу, выпускается также во Франции заводом МВК. Этот список далеко не полный. Главными чертами европейских скутеров являются большие размеры, масса, обеспечивающая устойчивость на дороге, и высокий уровень комфорта. Но самое главное — это возможности форсировки.

В Испании, Италии и Греции продается множество форсажных наборчиков от Leovinchi или MetraKit, превращающих ваш скутер в настоящую ракету. После обкатки — первой тысячи пробега — со скутера снимается заводская труба с заглушками и устанавливается форсажный настраиваемый "саксофон", повышающий мощность процентов на пятнадцать. После удаления заводских заглушек (шайбы в выхлопном тракте и между шкивами вариатора) мощность взлетает еще на 35%. Просуммируйте. После обкаточных 45 км/ч и форсажа ваш "полтинник" уже несется под сотню. Но и это еще не все. Снимаете заводской "тормознутый" карбюратор и устанавливаете гоночный Мikuni с карбоновыми лепестками и громадным диффузором. Еще 15-20%. Ваш скут уже летит за сотню. Но и это еще не все. MetraKit предлагает выбросить старый цилиндр и котел, установить новый большей кубатуры. И вы "попадаете" не только на права, 120 км/ч, штуку-полторы баксов, но и теряете "гибкость" двигателя. Ваш скутер будет вылетать из пробок на заднем колесе и побеждать на соревнованиях. В городе на нем ездить станет невозможно. Только летать. И расход топлива будет как у мотоцикла "Урал" — литров под десять. Да и масло в горючее надо подливать. Так что в форсаже нужно ограничиться только трубой и снятием пломб.

А еще европейские скутера повсеместно имеют водяное охлаждение, оборудованы жидкокристаллическими приборами, задними и передними дисковыми тормозами, 12-13-дюймовыми широченными колесами и… Но сколько же все это стоит? Ну, в Италию ехать далеко. Давайте метнемся в Москву. Самый недорогой скутер "Gilera-Typhoon" — 1800 долларов США. Выбор отличный. Но выпускается более пяти лет. "Piaggio NTT" — 2300 долларов. Еще круче. Стильная машина с оригинальным дизайном. Далее цены растут как в сказке. "Malaguti-FireFox" (www. malagutimoto. com) — 2425, "испанец" "Derby-PredatorLC" — 3393. Крупнокубатурная техника уровня "Piaggio-Nexagon 150″ "покатит" на 4000 долларов. Новейшие "япошки" стоят тоже немало. "Yamaha-Aerox" (в Европе "МВК-Nitro") лишь недавно подешевела (www. mbk-europe. com) — ниже 3000 "зеленых". "Иди оно все к лешему!" — воскликнете вы, отказываясь от удовольствия иметь настоящий скутер… И тут вы приходите к выводу, что лучше за 300 "баксов" купить старого японского скутеренка. В народе такую рухлядь называют "табуреткой". Приходим на склад бэушной мототехники из Японии и видим ободранные, покалеченные микроскопические машинки с ржавыми выхлопными трубами. Покупать так покупать.

Но как выбрать? Покопавшись в железяках, обнаруживается, что за триста долларов ничего нет. Сосед наврал. За 350-400 долларов можно купить раздолбанную "Yamaha-Beluga". Пластик лопнул. Маленькие колеса "8″. Электроника не работает. Выхлопная труба вот-вот прогнется вовнутрь и просыпется. Через трещины шин проглядывает камера. Иногда кто-то "скидывает" по триста баксов ворованные скутера без документов или избавляется подешевке от "убитого" или неудачно выточенного поршня или поведенной после падения рамы. Ну нет. Нужно выбрать что-нибудь получше. "Yamaha-Jog" пятнадцатилетней давности потянет долларов на 450. Такие же мелкие колеса. Убитые скутера дешевле 500 "зеленых" в народе называются "хламидиями". До 600 долларов бесполезно что-либо искать с хорошим состоянием пластика. Из пяти аналогичных "табуреток" со склада можно собрать что-нибудь поприличнее, но для этого вам предстоит купить все пять. На японских мотосвалках все это хозяйство пронумеровано и годами под дождем ждет своего покупателя. Чем старше модель, тем больше зим она, вероятно, отстояла. Резина потрескалась на тех скутерах, которые простояли долго под солнцем. Вот и делайте выводы.

Ага, вот машинка посолидней. "Honda-Lead". Цена 500-650 "зеленых" в зависимости от состояния. Большой мотороллер. Ручка тормоза выгнута вперед. Значит, падал. Багажника под сиденьем нет. Зато можно ездить вдвоем. И колеса на нем "10″. Бак не три, а пять литров. Этому бронтозавру лет под двенадцать. "Хонда" ненавидит бездорожье. Да и чем старше скутер, тем больше вероятности, что рассыплется электронный распределитель. На дачу на таком старичке можно поехать, а вернуться на автобусе. Вот по асфальту он еще побегает. Попадаются среди этих моделей аппараты с 75-кубовым "движком". Это самый лучший вариант — выглядит как "полтинник", а тянет как трактор. Очередь дошла до техники поизящнее. Перед вами "Honda-Dio", "Yamaha-Jog Sport" и "Suzuki-Adress". Однокласснички имеют дизайн покруче. На таком скутере нестыдно уже и на людях показаться. У двух первых моделей даже есть дисковые тормоза. Цены от 700 до 850 долларов США. Злобно, но есть на что посмотреть. Просторные багажники. Что же выбрать? У "Ямахи", оказывается, свои заморочки. Выхлопной патрубок расположен внизу спереди. При наезде на бордюр — прощай выхлопная система.

Труба вся помята — следствие ударов о ступеньки. Во всех скутерах без исключения "сдохли бобики"-аккумуляторы. Завести двигатель можно только кик-стартером. У серии Jog с 93 года стоит электронный ограничитель скорости до 55 км/ч. Иногда на таком аппарате сложно удрать в экстремальной дорожной ситуации. У "Хонды" обнаружился настоящий сюрприз. К японским скутерам требуются короткие аккумуляторы на 12V 4A. В Беларуси таких иногда днем с огнем не найти. Продаются только "высокие" мотоциклетные. Практически ни в один "япончик" такой аккумулятор не засунуть. А в чpeво "Honda-Dio" под седлом — пожалуйста. "Suzuki" ничем внешне не отпугнул, но, по мнению специалистов, тяжеловат в обслуживании: сложно добраться к карбюратору. В "Хонде" к двигателю доступ получше. В следующем ценовом диапазоне motosecondhend’a находятся еще более современные скутера. Красавицу "Suzuki-Sepia ZZ" просто так не укатить. Под седлом некоторых находится блокиратор подножки. Не уберется, пока не откроете багажник под седлом и не передвинете рычаг. Такой скутер уже потянет от 850 до "тонны" баксов, а в идеальном состоянии и больше. Двигатель мощный — 7 "коней". Но что же предлагают японские мотосвалки из последних моделей? Увы. Ни одной модели с колесами более "10″. Вся техника древняя. Самая свежая модель — "Yamaha-Axis" пятилетней давности. У "Ямахи" габариты в полтора раза больше, чем у всех остальных. А по сравнению с "Suzuki SP50″ вдвое. Масса 80 кг. Такую машинку не сдует с трассы. Двухместное сиденье.

Съемное ветровое стекло. Под седлом просторный войлочный багажник на огромный арбуз. На рулевой колонке — второй багажник. По дизайну — просто роскошная машина. В Греции "Axis" до сих пор продается в салонах "Yamaha" по цене 1700 долларов США. Бэушный "Axis" стоит 1100, 1300 долларов. Такие же цены на него в Болгарии. Это самая свежая машинка из присылаемого Японией "секонд хенда". На контейнер (140 штук) таких моделей попадается не более одной-двух, и они пользуются сумасшедшим спросом. Изредка попадаются стокубовые версии с двигателем увеличенной кубатуры. Вот это настоящая экзотика. Такой авангард потянет на полторы тысячи, и редко кто попытается потом продать такую машину. Выглядит-то как обычный "полтинник"! Искусство покупать. Что необходимо сделать при покупке? Продавцы обязаны запустить двигатель. Убедитесь, что из глушителя не валит дым и не летит масло после двадцати минут работы. Заднее колесо не должно восьмерить. Поверьте работу электросистемы.

Заплатив деньги, вы можете прокатиться. Не забывайте сбросить газ на повороте. Некоторые скутера настолько резвы, что попытаются вырваться из-под водителя. Коротковата база. Не делайте перегазовок, как в кино, и медленно ждите легкого подхвата сцепления. Проверьте тормоза. При покупке скутера выбирайте тот, на котором привинчена корзинка. Наверняка на нем каталась японская домохозяйка, а не "отжигал" разносчик пиццы или курьер. Такой скутер прослужит дольше. Наличие всяких наклеек подтвердит опасения. Наклейки, возможно, скрывают трещины в пластмассе.

Если у скутера дисковый тормоз, проверьте степень его износа. Может быть, ваша потенциальная покупка простояла в японском гараже, что совсем не плохо. Приобретая бэушный скутер, потребуйте оформление справки-счета. Поверьте на слово: раза по два в месяц при активной езде у вас ее будет проверять инспектор для подтверждения владения скутером и сверки маркировки на раме. Попросите подкачать колеса, промыть карбюратор и воздушный фильтр. За дополнительную плату долларов в пятьдесят вам заменят тормозные колодки, перекрасят машинку в любой понравившийся вам цвет и заменят резину. За 25-40 "зеленых" найдется новый китайский аккумулятор. Но лучше за рубежом сами купите японскую сухую "Яссу". Советы из личного опыта. Купили. А теперь несколько советов новоиспеченному владельцу.

Используйте только импортное моторное масло. Лучше, если это синтетика. Маслом запасайтесь на все лето. С ним бывают перебои. Если вы заехали слишком далеко, а масло у вас кончилось, в "японца" можно залить дизельное масло вязкости 10W-40, но по прибытии домой его нужно слить, промыть маслопровод керосином и залить специальное двухтактное масло. Бензин "японцу" требуется 92-й. Не знаю почему, но 95-й немного детонирует, и двигатель работает туже. Парковать скутер нужно у столба или дерева, примотав его цепью. Бывали случаи, когда даже тяжеленную "Yamaha-Axis" с замком в колесе ворюга взял под мышку, поднял и понес. Сам бы не видел — не поверил бы. Зимой аккумулятор снимайте полностью заряженным и храните отдельно. В начале (конце) сезона самостоятельно разберите воздушный фильтр, промойте в ванночке с керосином (второй вариант — итальянский: шампунь и бензин — 50/50), высушите маховыми движениями. Перед хранением на зиму выкрутите свечу, капните несколько капель масла в мотор, проверните несколько раз вал двигателя.

Если вы уже решились на покупку скутера, то нужно хотя бы знать, куда смотреть. В начале в общих чертах (не вникая в технические подробности) Первое на что обычно обращают внимание — внешнее состояние. Многие на этом моменте и останавливаются, а если ещё и двигатель запустился от стартера — вообще верх желаний. Конечно лучше если облицовка, оптика в наличии и целые, потому что оригинальные запчасти найти дело не простое, но более пристальное внимание надо обратить на ДВИГАТЕЛЬ. Вообще это довольно надёжный агрегат, и в процессе эксплуатации не возникает серьёзных проблем (исключим пока нештатные ситуации) в пределах ресурса — средний

15 тыс. км. Как показывает практика скутера (далее С.) поступают на наш рынок с довольно сносными двигателями, редко встречаются экземпляры, которые вообще не дышат. Порядка 90-95% могут проходить ещё не одну тысячу километров, при этом год выпуска здесь роли не играет, зачастую более заряженные спортивные С. имеют общее состояние гораздо худшее, чем самые древние. Но этот процент раза в два уменьшает неправильная, небрежная предпродажная подготовка, техническое обслуживание, ремонт. Поэтому при осмотре обратите внимание на внешнее состояние двигателя: сбитые винты, болты, выступающий герметик, нештатный крепёж и т. д. Заметив это, постарайтесь получить внятный ответ, какие работы проводились. Как правило, такие машинки уже изрядно походили по нашим дорогам и восстановлены для продажи. Если вас всё устроило, запустите двигатель: При работе не должно быть, ни каких звонов, стуков, свистов и других проявлений черезмерного износа узлов трения. Всё это слышно очень хорошо и не надо иметь музыкального слуха. Когда есть в наличии несколько С. попросите запустить их и сравните их работу (Будет небольшая разница в работе из-за конструктивного исполнения двигателя, системы зажигания и выпуска отработавших газов). Работа двигателя должна быть устойчивой, без "гуляния" оборотов, после перегазовки обороты устанавливаются

на том же уровне, без зависаний и провалов (показатель герметичности системы питания после карбюратора, картера, КШМ, чистоты карбюратора, состояние лепестковых клапанов). Если работа вас устроила можно, оговорив условия с продавцом проверить скутер на ходу. Трогание должно быть плавным, именно плавным, а не медленным (если это более-менее мощный С.) без рывков и провалов. Проверьте, как работают тормоза, управляемость (при ровном положении руля С. должен ехать прямо, не пытаясь куда-то повернуть и не заваливаясь), на ямках можно проверить подвеску: не должно быть раскачки и резких пробоев. По возможности убедитесь что воздушный фильтр в хорошем состоянии. Основной причиной всех неполадок на 95% является именно он. Фильтр изготовлен из специального поролона, как правило, серого цвета: двухслойного (Suzuki), однослойного (Honda, Yamaha), с ворсом (Yamaha). Встречаются бумажные фильтры — в основном на четырёхтактных двигателях. Фильтр не должен иметь механических повреждений, выкрашивания поролона, слипания и должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО пропитан маслом для воздушных фильтров (за не имением оного возможно моторным) Замена поролона должна проводиться на аналогичный (Отечественные аналоги пока не попадались). Если фильтр разрушен, иногда его просто выкидывают, или нормальный фильтр очень тщательно промывают и ставят сухим (не пропитанным маслом) — и то и другое не сулит двигателю долгой жизни. Поэтому лучше сразу при покупке попросить чтобы вам показали, где он находится и его состояние, те более что на большинстве моделей снять его — минутное дело. Что касается электропитания то проблем обычно не возникает: все блоки герметичны, клеммы и разъёмы конструктивно находятся в местах с наименьшей вероятностью попадания воды. Самый частый отказ — окисление контактов, обычно в системе электропитания световых приборов. Остальные проблемы, как правило, возникают после небрежной сборки С. при подготовке к продаже (Пережмут эл. жгут, уложат проводку без изоляции и т. д.). Для информации: Указатели поворотов, звуковой сигнал будут нормально работать, на большинстве С. только при исправном аккумуляторе, а фара работает только при запущенном двигателе (у всех). Эл. стартер работает только при нажатой ручке тормоза (кроме некоторых моделей Yamaha). Не забудьте проверить состояние резины, особенно на заднем колесе, потому что без разборки С. на многих моделях её просто не заменить, особенно бескамерку. Вот небольшие рекомендации, которые необходимы при покупке скутера, чтобы вы не разочаровались в нём в ближайшее после приобретения время.